:::: MENU ::::

Отзыв студентки UJOP Либерец 2017/18 года

В Либерце на курсах учится всего несколько десятков студентов, поэтому я не ожидал получить русскоязычные отзывы на обучение в этом самом новом и самом маленьком уч. центре UJOP Карлова университета для подготовки иностранцев к поступлению в чешские вузы. Но чудеса случаются, о своем обучении для поступления на природоведческий факультет Карлова университета рассказала Анна Попова (Энгельс, Россия). Напоминаю, что прием отзывов продолжается, публикуются все без исключения тексты, никакие правки не вносятся. Просто присылаемые сейчас отзывы уже не участвуют в розыгрыше билетов в пражский IMAX. С отзывами медиков этого года можно ознакомиться в статье на Марианках.ру, а от технарей и экономистов — на Подебрадах.ру.

В своем отзыве я постараюсь затронуть не только свои впечатления от курсов чешского языка в Либерце, но и подробнее описать жизнь здесь, так как, в отличие от курсов в Подебрадах, курсы в Либерце не так хорошо известны и я сама, готовясь к переезду, очень страдала от недостатка информации о них.

Единственное, хочу отметить, что мой опыт довольно специфический, так как я не совсем (совсем не) типичный студент таких курсов. На момент приезда сюда мне уже было 30, но при этом я по сути начинала новую жизнь с нуля, готовясь к поступлению на специальность, которая не имеет никакого отношения к моему предыдущему образованию. У меня не было в запасе школьных знания (практически все забылось со временем), было только не очень систематическое самообразование с помощью бесплатных онлайн-курсов (на Coursera, edX и т. д.). Поэтому, хоть я и буду стараться писать объективно, взглянуть на ситуацию глазами человека, недавно закончившего школу, я все же не смогу.

Конечно, прежде всего, хотелось бы поблагодарить Илью и его команду за сайт с множеством полезных статей, а также всю помощь от подачи документов на визу до приезда непосредственно в Либерец. Мне помогли и собрать документы, и подготовиться к собеседованию, подарили симку, которой я пользуюсь до сих пор, довезли от аэропорта в Праге до общежития в Либерце на машине (меня одну!) без каких-либо доплат к цене курсов.

Курсы, общие впечатления

Конечно, это мой субъективный опыт (как и все описанное здесь, конечно), но это был лучший год в моей жизни.

Мне было страшно приезжать в совершенно незнакомую обстановку, но адаптировалась я довольно быстро, во многом благодаря той атмосфере, которая царит на курсах UJOP в Либерце. Тут быстро находишь общий язык со своей учительницей чешского в своей группе и через какое-то время начинаешь чувствовать себя как дома. Это, кстати, очень помогает в изучении языка. Здесь тебе во всем постараются помочь и подсказать, если нужно. Из-за относительно небольшого количества студентов атмосфера тут в общем-то даже семейная. Я рада, что приехала изучать чешский именно в Либерец, а не куда-то еще.

Конечно, не все идеально. В частности, у меня были серьезные проблемы с визой из-за того, что меня на курсах убедили, что мне не нужно делать то, что на самом деле было делать нужно (но в итоге все решилось хорошо, потому что они приложили все усилия, чтобы ситуацию исправить).

Само здание UJOP в Либерце находится в центре города, в минутах трех ходьбы от ратуши. Рядом также находится большая современная библиотека, где можно брать самые разные учебники и книги. В здании, где находятся курсы, располагаются и другие организации, но это ничем не мешает. Три разные группы занимаются на трех разных этажах.

Славянских групп у нас было две (со студентами из России, Украины, Казахстана, Белоруссии), по 9-10 человек в каждой. В третьей занимались в основном вьетнамцы.

Я думаю, все в итоге полюбили именно свою учительницу чешского, но я рада, что я попала в группу Яны. Она энергичная, быстрая, веселая, с ней всегда было интересно. Но так или иначе, я думаю, независимо от того, к кому вы попадете, вы не пожалеете. Своя мини-семья получается и тут.

Единственное, что хочу отметить относительно всего, что я сейчас пишу. Курсы в Либерце появились относительно недавно, и все еще может поменяться (даже в следующем году). Студентов здесь все больше с каждым годом, и, как минимум, возможно, из-за этого им придется искать новое помещение, чтобы всех разместить.

Город и передвижение по нему

Либерец — маленький, уютный город. Здесь много зелени, да и вообще природа близко. Общежитие частично окружает лес, где по утрам по дороге на курсы можно увидеть косуль, а совсем рядом находится водохранилище, вдоль которого можно гулять и дышать свежим воздухом (летом здесь можно купаться, а зимой кататься на коньках). Город, конечно, не самый чистый, но вполне себе благоустроенный, особенно если сравнивать с тем, что я видела в России.

До курсов я (как и примерно половина моих однокурсников) ходила пешком, это занимает примерно 25-30 минут. Сначала мне казалось, что мне это надоест и я сдамся и куплю проездной, но в итоге такая ежедневная физическая активность мне только понравилась, так как от нее я начала чувствовать себя намного лучше.

К тому же, как по мне, время передвижение на автобусе сильно не экономит (есть определенное расписание + до остановки и с нее еще нужно дойти).

Если и вам прогулки пешком по душе, рекомендую сразу перед приездом установить себе на телефон приложение mapy.cz, так как с ним ориентироваться в городе гораздо проще, чем с гугл-картами. Ну и город холмистый, пока вы еще не запомните нужные маршруты, ходить туда-сюда (вверх-вниз) из-за неправильно выбранного направления вам вряд ли захочется.

Проживание

Общежитие ТУЛ — одно из лучших общежитий Чехии (по результатам соответствующих конкурсов). И действительно, живется в них очень комфортно. В них общие ванная комната, туалет и кухня на секцию. В секции 2 или 3 комнаты, в комнате живет один или два человека.
В комнатах ковры, которые нужно периодически пылесосить — пылесос можно взять на рецепции за 16 крон в час. Там же можно взять ключ от прачечной — там стоят обычные стиральные машины, стоит это 12 крон за 30 минут. Постельное белье можно менять раз в две недели (по расписанию, мы в первый раз это дело упустили и было немножко грустно). Интернет проводной, как по мне, очень даже быстрый, логин и пароль для него можно будет взять после заселения в месте под названием ubytovací služba. Там же происходит оплата за проживание (наличными или картой).

Насколько мне известно, в прошлом году всех поселили рядом в одном блоке, в этом же нас немножко раскидали по блокам A, B и E. Я жила в блоке B в комнате одна (как и моя соседка по секции). Для меня это был идеальный вариант, благодаря которому от учебы (да и отдыха тоже) меня никто не отвлекал (не считая того, что я опишу как недостаток). Я считаю, что доплата примерно в 1350 крон в месяц (одноместное проживание стоит 135 крон в день, двухместное — 90) вполне стоила моего душевного спокойствия.

И главным недостатком (для меня!) был шум. То, что началось как ежедневные вечеринки в рождественские каникулы (в первом семестре было более-менее спокойно), продолжилось как почти что ежедневные вечеринки в сессию (да!) и вечеринки время от времени до конца учебного года. Вечеринки с громкой музыкой до поздней ночи, а то и до утра. Понять, откуда исходит шум было невозможно, поэтому хотя бы попытаться кому-то пожаловаться тоже. Но тут стоит отметить, что я вообще чувствительна к шуму и всему, что влияет на комфортный сон, поэтому, вероятно, это мешало бы далеко не всем.

Питание

Во-первых, в здании, где проходят курсы, есть мини-кухня, где можно разогреть что-то принесенное с собой, сварить кофе, сделать себе чай и т. д.

Во-вторых, в здании напротив есть столовая, где можно, предварительно записавшись, пообедать за 62 кроны. Я так питалась почти целый год, но потом я устала от такой кухни (слишком много жирного и тяжелого) и приноровилась больше готовить сама. С самой готовкой у меня проблем нет, но в течение года не хотелось тратить на это слишком много времени.

В библиотеке в соседнем здании также есть кофейня с обедами, но стоить они будут уже дороже, но и качество там существенно лучше.

Магазины, куда я обычно ходила за продуктами: Albert (почти по дороге с курсов до общежития, лучший вариант для каждодневных покупок), Billa (находится ближе всего к курсам, но выбор там так себе, да и качество обслуживания не очень) и Tesco (до него идти чуть дольше, не самый выгодный вариант, но можно туда ходить ловить хорошие скидки).

Чешский язык

Изучить чешский на уровень В2 в Чехии на хороших курсах — легко. Конечно, если этого хотеть и учиться. Тут начинаешь говорить и понимать других незаметно сам для себя. Но, как по мне, это стоит воспринимать только как первый шаг (пусть и важный!) и не расслабляться. Учеба в университете и общение с чехами в реальной жизни еще принесут множество испытаний.

Что касается одного горячо обсуждаемого вопроса — учить или не учить язык перед приездом на курсы. Специально учить — нет, не нужно. Каждый, кто этого хочет, выучит здесь чешский с нуля, я видела тому отличные доказательства. Но если кто-то и приезжает сюда с какими-то начальными знаниями, ничего страшного в этом нет. Я сама начала учить чешский дома и была рада попасть в группу, где половина людей уже хоть как-то говорила на чешском.

Профильные предметы

Перед приездом на курсы для моей специальности были указаны следующие предметы: математика, биология, химия, физика. По факту же нам всем дали полный список предметов с возможностью выбора с условием, что общее количество учебных часов было не менее 35 (т. е. не менее 6 ак. часов профильных предметов + обязательная для всех математика*). Предметы были следующие:

  • математика — 5 ак. часов
  • биология — 2 ак. часа (во втором семестре 4, хотя в первом по сути тоже)
  • химия — 2 ак. часа
  • физика — 2 ак. часа
  • информатика — 4 ак. часа
  • английский язык — 2 ак. часа

Была возможность выбрать все, но ее не рекомендовали никому, т. к. в первом семестре нужно было в первую очередь готовиться к сдаче экзаменов для нострификации. Собственно, это правильно, но я все же решила этой возможностью воспользоваться (у меня уже был нострифицирован аттестат). Да, я в последствии отказалась от части предметов, но у меня хотя бы есть возможность в той или иной мере рассказать о каждом из них.

* для всех с полным набором предметов; я так понимаю, по договоренности можно было докупить к чешскому только определенные предметы, если были нужны только они

Английский язык

Предмет, от которого я отказалась быстрее всего. Выбрала его, как говорится, just for fun, думала будет возможность попрактиковаться в разговорном английском, повторить грамматику (читаю книги, смотрю фильмы, прохожу онлайн-курсы на английском я и так постоянно). Оказалось, что курс был рассчитан на совсем другой уровень, делали мы там совершенно банальные вещи, после пары занятий я туда ходить перестала.

Вообще, как мне показалось, на этот предмет вообще стали забивать быстрее всего. Зато у тех, кто остался, была возможность заниматься в небольшой группе человека на 3-4, что, как по мне только плюс!

Физика

В первом семестре была совершенно бестолковая. По сути мы только немного начали изучать механику и все. В остальном это были какие-то тесты, последующие разборы тестов, от которых не было никакого толку. Потом занятия стали отменять из-за болезни преподавателя, потом он и вовсе от нас ушел по состоянию здоровья. В связи с этим во втором семестре у нас появился новый преподаватель. Правда, к тому моменту я поняла, что все не успеваю и мне лучше сосредоточить свое внимание на математике и биологии, поэтому от физики я отказалась. Судя по тому, что я слышала, новым преподавателем все были довольны. Подробностей я не знаю, но, я думаю, если он будет учить и в следующем году, с физикой все будет в порядке.

Математика

У нас было две группы математики — сильная и слабая. Распределяли по группам на основе теста на первом занятии. Я попала в слабую, о чем быстро пожалела, и попросилась перевестись в сильную. Но дело было не в моих знаниях, а вот в чем.

Слабую группу ведет пан Янечек, вероятно, очень хороший человек и такой же хороший университетский преподаватель, но который при этом по моим ощущениям вообще не умеет готовить студентов к поступлению. За мои 2-3 занятия у него он очень неэффективно тратил время и по сути мы не разобрали ни одну тему.

Сильную группу ведет пани Воршилкова, которая раньше учила в школе и которая вообще совершенно прекрасная преподавательница. Даже при том, что мы зачастую проходили темы, опережающие мои знания (и мне много приходилось заниматься самостоятельно), я ничуть не жалею, что перевелась в ее группу (жаль лишь, что ее нельзя клонировать, чтобы она вела и слабую группу).

В первом семестре мы в основном проходили темы, отсутствующие в российской школьной программе, но присутствующие в чешской (хотя, насколько я поняла, сейчас эти отличия не такие существенные, как если сравнивать с тем, что изучала в школе я), и просто повторяли все то, что могло понадобиться на нострификации. Во втором семестре мы повторяли разные темы и разбирали примеры вступительных тестов в разные университеты. При этом мы разбирали и более сложные темы, которые нужны не для поступления, а уже для учебы в университете.

Информатика

Насколько я знаю, в прошлом году с информатикой были проблемы — там изучали разную ерунду вроде Excel. В этом году был новый преподаватель, и я информатикой очень даже довольна.

В первом семестре у нас было разделение, одна пара теории, одна пара практики. На теории мы прошли системы исчисления, способы записи чисел в памяти, чуть-чуть архитектуру компьютера и язык Assembler. На практике мне лично было скучновато, потому что мы начали с программирования с помощью Scratch. Во втором семестре уже было нормальное программирование на языке C#. Конечно, мы не делали никаких сверхсложных вещей, но было интересно.

И да, для практических занятий нужен ноутбук!

Биология

Для разных биологических специальностей нужно изучать разные разделы биологии (а количество часов тут слишком маленькое, чтобы изучить все), поэтому биологии у нас было две. Мысль, конечно, правильная, но представление UJOP о том, что кому нужно, немножко странное, но к счастью, при желании ходить можно было на обе. Все проблемы, правда, для меня это не решило, поэтому впечатление от биологии несколько неоднозначное.

Меня определили в группу биологии человека. Хотя моя специальность, биоинформатика, в общем и целом не медицинская и биология человека мне по сути, если и нужна, то не в первую очередь.

При всем занятия мне нравились. В основном почти весь год мы разбирали различные системы органов человека. В начале мы также проходили строение клетки и клеточный цикл, в конце — генетику (довольно поверхностно). Занятия строились так: на одном разбор новой темы в виде презентации, на втором различные тесты и задания на закрепление материала, на следующем — тест + следующая новая тема. Мне такой формат очень нравился, и, разбирая презентации дома, на нем я больше училась «как учиться» в будущем на чешском языке.

Во втором семестре нам обещали изменить расписание, уменьшив количество чешского и увеличив количество профильных предметов, но по сути изменение было одно — добавили еще одну пару биологии.

Вторая биология — молекулярная биология и вся остальная биология по потребности. В основном запомнилась мне биологией растений, хотя строение клетки и что-то еще в этом роде мы тоже проходили. Но здесь были только презентации. Моим одногруппницам преподавательница нравилась тем, что она могла понятно объяснить все сложные моменты, но мне лично не хватало практических занятий, просто информацию на слух я не очень воспринимаю.
Ну и, к сожалению, где-то в середине учебного года она ушла в декретный отпуск, а на замену нам так никого и не нашли.

Химия

Химия в моем списке приоритетов стояла на последнем месте, и занятия были бы мне более полезны, если бы я могла уделять ей больше времени. Главным образом мне помогла тем, что я более-менее разобралась в чешской химической номенклатуре, но какие-то общие темы мы тоже разбирали.

Поступление

Мои запасные варианты были — «биоинформатика» и «математическая биология» в Масариковом университете в Брно. Я получила в TSP результат 95 (максимум, я так понимаю, 99) и поступила на обе специальности.
Мой основной вариант — «биоинформатика» в Карловом университете в Праге. В этом случае набрала не так много, 48 баллов, но, к счастью, и этого было достаточно для поступления.

p.s. Если будут еще какие-то вопросы, буду рада ответить.


9 комментариев

  • Ответить Вадим |

    Здравствуйте, я так понял что вы не сдавали нострификацию, а вообще какие ставят предметы на нострификацю в Либерец ? И есть ли какие нибудь билеты или задания чтобы к ним подготовится ? Расскажите не много об этом)

    • Ответить Анна |

      Конечно, было бы лучше, если бы ответил кто-то, кто ее сдавал, но напишу так, как помню/знаю.
      Назначали всем по 3, иногда 4, предмета. Насколько я помню, математика была у всех + химия, география, физика, английский язык и, возможно, что-то еще. Списки вопросов были, все готовились по ним. Плюс назначали дополнительные занятия, чтобы помочь подготовиться, в том числе по географии, которой так-то у нас в расписании не было.
      С первой попытки сдали все, кроме пары человек. В целом, насколько я поняла, экзамены не были слишком сложными.

    • Ответить Анна |

      Не пришла вовремя (3 рабочих дня после приезда) за оформлением карточки ВНЖ, так как нас убеждали, что нас запишут и поведут организованно.

  • Ответить Dkfl |

    Здравствуйте, Анна! Сейчас поступил в Либерец. Планирую в ЧВУТ на биомедицинскую технику. Опять же для подстраховки на родственный факультет в ТУЛ. Хотелось бы у Вас спросить, на какие специальности в Карловом университете можно было в 18 году поступить без экзаменов или с небольшим баллом. Но опять же, не те ф-ты, где учиться супер сложно и большой процент отчислений. Ну, и профессия нужна востребованная. Как говорится, надейся на лучшее….). И кем Вы себя представляете по выпуску из КУ? Нужна ли Ваша специальность на рынке труда? Спасибо.

  • Ответить Екатерина |

    Анна, добрый день.
    Сын планирует поехать в следующем году на курсы. Приоритетные направления — биоинформатика и медицинская техника. Рассматривает как вариант — поступление в Масариков университет на биоинформатику. Подскажите, на курсах Вас учили прохождению TSP? Насколько было проблематично к нему подготовится и какой был проходной балл?

    • Ответить rudomilov |

      Приветствую,

      Позволю себе ответить за Анну, т.к. вопрос простой.

      К TSP и в целом региональным вузам в UJOP не готовят целенаправленно — в UJOP идет подготовка по планке ведущих вузов. Т.е. в вашем случе это факультет биомедицинской инженирии ЧВУТ (если говорить о мед. технике), электротехнический факультет ЧВУТ (в русле биоинформатики там лучшая программа). Если говорить о конкретно биоинформатике в Масариковом — это факультет ИТ Масарикова, это очень слабый факультет, см. рейтинг ИТ-факультетов на https://www.podebrady.ru/2016/02/21/zebricek-fakult-2016/

      Нет смысла целенаправленно идти в Масариков или иные подобные региональные вузы. Все они — лишь запасные варианты, которые по качеству идут с огромным отрывом от ведущих факультетов. Чехия — маленькая, компактная страна, здесь нет места для даже 2-3 факультетов одного профиля и уровня. К тому же TSP вы неминуемо будете подготовлены в силу того, что вас готовят на курсах к заданиям более высокого уровня сложности.

      На биоинформатику в этом году проходным баллом на биоинформатику было 85,76% по TSP, https://www.muni.cz/do/rect/metodika/stud/prijriz/zpravy/podminky/Prijimaci_rizeni_FI-Bc_-_zprava-podminky.pdf

  • Ответить Екатерина |

    Илья, спасибо за оперативный ответ.
    По Вашей ссылке в рейтинге ИТ — факультетов Масарикова почему — то нет. По отзывам Анны в данном отделении то нет одного профильного преподавателя, то другого.
    Нужны сильные физика и математика на случай, если биология на чешском будет все таки слишком трудна для сына и будет принято решение идти на более физические специальности (тот же ФЕЛ ЧУВТ).
    А Масариков рассматриваем как запасной вариант, просто не очень было понятно как к нему в принципе можно подготовиться.Если тесты ТSP ученики успешно сдают просто в силу успешной подготовки на курсах по чешскому, без дополнительной подготовки, это хорошо.

Поделитесь с нами своим мнением!